Античный бюст Александра Македонского, предположительно происходящий из нелегальных раскопок в Италии, стал одним из первых примеров, отслеживаемых новым онлайн-музеем перемещенного и трофейного искусства (MOLA). Учрежденный в Соединенных Штатах бывшим журналистом Джейсоном Фелчем, музей нацелен на создание главного архива в данной сфере и борьбу с контрабандой на арт-рынке.
Проект, официально открытый летом, представляет собой цифровую платформу, где как специалисты, так и широкая аудитория могут проследить историю конкретных предметов искусства и оценить усилия музеев в сфере их реституции. В MOLA фиксируются артефакты, незаконно присвоенные во время раскопок, захваченные во время колониальных конфликтов или вывезенные без разрешения представителями коренных народов.
По словам Фелча, идея создания общедоступной базы данных о реституции возникла у него после почти 20-летнего сбора информации об этом процессе. В базе данных MOLA сейчас занесено более 860 случаев реституции, которые охватывают свыше 1 миллиона объектов культурного наследия. Информация будет обновляться по мере поступления новых данных от ученых и исследователей.
MOLA также фиксирует финансовые сведения о черном рынке перемещенных культурных ценностей, собрав информацию о подтвержденных случаях на сумму $1,6 миллиарда, а общая стоимость таких сделок ориентировочно составляет $2,5 миллиарда.
Проект подчеркивает важность прозрачности и возвращения артефактов на их историческую родину, предлагая пример сотрудничества музеев с местными сообществами.
]]>
Свежие комментарии