
Мы в Алкогольном праве сталкиваемся не всегда с полным пониманием понятия «незаконный оборот алкогольной продукции», все чаще мы сталкиваемся с мнением предпринимателей: «продажи алкогольной продукции не было, значит и оборота нет».
Необходимо отметить, что понятие оборота содержится в пп. 16 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно данному подпункту, оборот – закупка, поставка (в том числе экспорт и импорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Таким образом, под понятие «оборота» подпадает все, кроме производства алкогольной продукции.
Приравнивать оборот только к розничной продаже алкогольной продукции является самой главной ошибкой предпринимателей.
Из этой ошибки мы получаем огромное количество судебной практики по привлечении предпринимателей к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Случаев много и иногда они достаточно курьезны:
1. Использование алкоголя для приготовления блюд (госорганы видят в этом хранение алкогольной продукции).
2. Нахождение алкоголя, принадлежащего сотрудникам кафе или салона красоты на территории заведения (госорганы видят в этом хранение алкогольной продукции).
3. Нахождение алкоголя на нелицензируемой площади (момент разгрузки алкогольной продукции и размещение алкоголя в коридорах и тамбурах).
Важно понимать, что привлекают к административной продукции по ч. 3 ст. 14.17 КоАП за оборот любой алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 0,5% объема алкогольной продукции за исключением пива, сидра, пуарэ и медовухи и ряда товаров, которые содержат этиловый спирт, но не подпадают под регулирование Федерального закона № 171-ФЗ .
Контроль за незаконным оборотом алкогольной продукции осуществляет лицензирующий орган (если мы говорим о розничной продаже, то это государственный орган субъекта РФ, например в Москве — это Департамент торговли и услуг города Москвы и МВД.
Важными моментами при проведении контрольно-надзорной деятельности являются нахождение алкогольной продукции на территории юридического лица или индивидуального предпринимателя, в котором он оказывают коммерческую деятельность.
Контролирующие органы не очень волнует, как алкогольная продукция оказалась в месте предпринимательской деятельности и ее правовой статус.
От сюда следуют две главные меры предосторожности:
1. Не оставлять алкогольную продукцию на видном месте и в свободном доступе.
2. При покупке сотрудниками для собственных целей сохранять кассовый чек, в подтверждении того, что это их личный товар, принадлежащий на праве собственности и выведенный из оборота.
3. При негативном сценарии и составлении контролирующими органами протокола (осмотра и изъятия алкогольной продукции) или протокола об административном правонарушении, приобщать к материалам дела об административном правонарушении документов о покупке алкогольной продукции (чек) и информацию из системы ЕГАИС или программы «Антиконтрафакт алко».
Эти три простых действия помогут снизить риск привлечения к административной ответственности.
Ответственность по ч. 3 ст. 14.17 КоАП за производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии достаточно серьезная.
Для юридических лиц штраф составляет 3 000 000 рублей, если юридическое лицо является субъектом малого предпринимательства, то штраф суды уменьшают до 1 500 000 рублей, штраф для индивидуального предпринимателя от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей, интересно, что минимальную сумму штрафа суды очень редко уменьшают в два раза и самая частая санкция за такое нарушение для ИП составляет 500 000 рублей.
Дмитрий Терентьев Управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право», эксперт Московского отделения Опоры России
]]>
Свежие комментарии