На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Регионы России

312 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Е
    Зашебуршились 🤣🤣🤣Прокуратура требу...
  • чвсатпкьл
    У кого-то деньги лишние, Собянину видимо уже не надо больше бордюры менять. 🤣😂Москву украсят 35...
  • ВЛАДИМИР ЯБРОВ
    За реальными пельменями только в Омск! Два года подряд получаем золото на Московских выставках!!! А сети предлагают 1...Как правильно выб...

Саммит БРИКС в Казани и перспективы российской энергетики

Николай Ротмистров, эксперт Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, председатель совета директоров АО «Энергетические Решения»        

          Саммит БРИКС в Казани, состоявшийся 22-24 октября, стал важным этапом определения вектора развития российской энергетической отрасли в рамках общих интеграционных тенденций объединения, хотя на нем и не было принято каких-либо прорывных документов в части энергетики.

При всем при том, что российская энергетика, с точки зрения внутреннего потребления, является практически самодостаточной, как по энергоресурсам, так и по возможностям генерации тепла и электроэнергии (пусть и с определенными ограничениями в эффективности и экологичности), нельзя забывать, что эта отрасль является основой (49%) валютного дохода нашего бюджета. И ее конкурентоспособность, наличие надежных технологических партнеров и гарантированных рынков сбыта является залогом поступательного развития всей нашей экономики.

Само по себе позиционирование БРИКС как самостоятельной, стремящейся быть независимой от диктата G-7 и долларовой финансовой системы организации (а именно в этом состоит главный итог саммита), позволяет, во многом, нивелировать основные санкционные ограничения, наложенные на российскую энергетическую отрасль: доступ к современным технологиям, сложности во взаиморасчетах и логистические проблемы. В статьях 80, 81 и 82 итогового документа саммита в явном виде сформулирована единогласная позиция стран-участников по этому вопросу. И в определенной перспективе, можно говорить о расширении существующих и создании новых рынков сбыта наших энергоресурсов, в первую очередь, нефти, СПГ и угля. Россия вполне способна заполнить тот дефицит, который существует на мировом рынке этих энергоносителей. Открываются возможности и для новых маршрутов трубопроводного газа с защитой инвестиций участников от возможных санкций США.

Не менее важным является совместное заявление о справедливом энергопереходе (статьи 81 и 83 итогового документа), с учетом национальных различий, наличных ресурсов и климатических особенностей. При всей важности “зеленой” энергетики, заявленный фокус на рациональное использование ископаемых углеводородных источников на недискриминационной основе в развивающихся странах открывает для России новые возможности получения экспортного дохода.

В то же время, реализация статей 84 и 85 по общей платформе энергетических исследований и партнерству по углеродным рынкам создает предпосылки для обмена результатами технологических разработок и для совместных инновационных проектов, что крайне важно для конкурентоспособности российской энергетической отрасли. Нельзя забывать, что такие страны как Китай, Иран, Турция, Бразилия, Индия, входящие в сферу БРИКС, обладают собственным значительным научно-техническим потенциалом в нефтегазовой и энергомашиностроительной областях, который способен во многом заместить ушедшие западные технологии. Если в рамках БРИКС удастся снизить связанные с технологическим партнерством санкционные риски, перспективы такого партнерства трудно переоценить.

На саммите речь пока не шла о принятии единой энергетической стратегии БРИКС, хотя о начале ее разработки говорили на прошедшей в сентябре т.г Российской энергетической неделе (РЭН-2024). Материалы итогового документа саммита, а также многочисленные двусторонние встречи позволяют надеяться на появление собственных, независимых от санкционного давления, научно-исследовательских, технологических, инвестиционных центров, системы финансирования, логистических хабов и маршрутов.

В рамках саммита на двусторонних встречах с делегациями Ирана, Турции, Индии и Египта обсуждалась тема развития атомной энергетики. Ранее, на встрече министров энергетики БРИКС на РЭН-2024, говорилось о создании общей Платформы по атомной энергетике с участием России. Боливии, Бразилии, Ирана, Китая, Эфиопии и ЮАР. Поскольку в этом сообществе только Россия обладает необходимыми технологиями по строительству АЭС, можно говорить о существенно расширении этого долгосрочного сегмента российского энергетического экспорта, в первую очередь, по поставке ядерного топлива (так называемая модель Nespresso).

По итогам  можно уверенно утверждать, что практическая реализация всех намеченных на Казанском саммите БРИКС шагов, позволит не только ослабить санкционное давление на российскую энергетическую отрасль, но и создать предпосылки для технологических прорывов стран-участников и партнеров.         

]]>

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх