Астрономы нашли прародителя сверхновой SN 2024ggi

Астрономы сделали важное открытие, обнаружив прародителя недавно вспыхнувшей сверхновой SN 2024ggi в спиральной галактике NGC 3621. Это оказался крупный одиночный красный сверхгигант, который в последние годы своей жизни быстро терял массу, выбрасывая ее в окружающую среду. Это открытие поможет лучше понять механизмы, влияющие на временные характеристики сверхновых.

Сверхновые второго типа возникают после взрыва звезд с начальной массой от 8 до 25 масс Солнца. До этого они могут терять массу из-за выбросов внешних слоев или взаимодействия с компаньоном. Среда, образовавшаяся таким образом, может существенно повлиять на свойства вспышки.

Группа астрономов во главе с Сян Даньфэном использовала наземную систему ATLAS и архивные данные телескопов "Хаббл" и "Спитцер", чтобы найти и оценить свойства найденного кандидата. Они обнаружили, что звезда-прародительница является одиночным красным сверхгигантом с начальной массой около 13 масс Солнца и высокой светимостью.

Перед взрывом звезда демонстрировала изменчивость яркости, вероятно, связанную с радиальными пульсациями. Это привело к потере массы и образованию тонкой пылевой оболочки, через которую прошла ударная волна после взрыва. Ранние исследования показали, что ударная волна проходит через плотное околозвездное вещество, что важно для понимания процессов, происходящих при взрыве сверхновых.