В настоящее время становятся особенно актуальными и важными темы институционализации детства, родительства и семьи, эмоционально-психологических компетенций молодежи, создание благоприятных условий взросления ребенка, психологической поддержки как детей, так и родителей. Тема взаимоотношений детей и родителей – это значимый вектор развития любого общества, потому что именно семья выступает системообразующим элементом в обществе, являясь тем местом, где ребенок получает первые навыки общения, основы образования, знания об окружающем мире, усваивает социальные роли.
В ноябре 2022 года президент России Владимир Путин утвердил Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, одной из которых является крепкая, здоровая семья, а одним из механизмов укрепления традиционных ценностей – совершенствование форм и методов воспитания и образования детей.
Сегодня, рассматривая микроуровень детско-родительских отношений, ряд авторов отмечают кризис традиций семейного воспитания и семьи, который характеризуется трансформацией традиционных идеалов, моральных и нравственных ценностей, что приводит к размытости духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения. Все чаще наблюдается неспособность человека к построению длительных и прочных отношений на семейном уровне.
Социологические исследования также показывают, что современная молодежь на первое место ставит материальные ценности в виде капитала, денег, бренда, стремясь к финансовой независимости и возможности пассивного дохода, мобильности передвижения, удаленной работы. Такие люди чаще всего являются так называемыми «одиночками», не желающими создавать семью.
ПОЗИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
В условиях неопределенности, изменения социальных практик, характеризующихся размытостью ценностных ориентаций, в условиях мгновенных трансформационных процессов в обществе, как никогда важно позитивное развитие каждого ребенка, духовное становление его личности, укрепление традиционных семейных ценностей.
Осознавая важность решения актуальных проблем детства и молодежи, на государственном уровне реализуется программно-целевой подход к молодежной политике.
Развитие государства и общества невозможно без воспитания развитой и зрелой молодежи, имеющей психологическую и социальную устойчивость, умеющей адекватно реагировать на возникающие социально-экономические и социально-политические вызовы и угрозы. Поэтому в процессе социализации подрастающего поколения в образовательном процессе важна роль и психологического образования, и самообразования.
ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОПОМОЩИ
В декабре 2022-го, выступая на встрече с молодыми учеными в центре «Сириус», Владимир Путин отметил, что 15% россиян нуждаются в психологической помощи. Осознавая важность этой проблемы и отвечая запросам современности, я разработал и апробировал авторские психологические онлайн-программы «Домашний психолог для ребенка и родителя» и «Домашний психолог для подростка и родителя» (лицензия на осуществление образовательной деятельности от 19 апреля 2023 года № Л035-12386-27/00648223). Обе программы соответствуют критериям утвержденных президентом Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Это уникальные психологические программы самопомощи, которые дают возможность и способность человеку с помощью знаний определенных инструментов, а также с помощью внутренних опор помочь самому себе выйти из сложной жизненной ситуации и не застревать в негативных эмоциях на длительный срок.
Одним из инструментов самопомощи для подростка является «Дневник подростка: 21 день с самим собой». Это целый комплекс письменных заданий для подростка, где молодой человек каждый день погружается в мир своих чувств, эмоций, проживаний. Ведь порой подростку очень сложно бывает с кем-то из близких поделиться своими переживаниями, сокровенными тайнами, а проходя данную программу, он может все описать в своем личном дневнике осознаний.
В программе для детей, помимо медитативных практик, есть тетрадь с развивающими упражнениями «Мир огромный добр ко мне». Это образовательный комплект заданий, где ребенок учится анализировать прослушанный текст сказки, расширяет свой лексикон, учится выражать свои эмоции и представления о том или ином герое, развивает логику, память, воображение.
Научно доказано, что развитое образное мышление дает возможность ребенку лучше учиться, лучше контактировать с миром, с окружающей средой. Программа помогает выстроить межполушарные связи, а также воспитывает в ребенке семейные ценности, ответственность за свои поступки и умение управлять своими эмоциями.
Программа рекомендована детям:
- со сложностями в обучении, особенно связанными с языком (русским, иностранным), пониманием и решением задач по математике;
- с комплексными логопедическими проблемами;
- без мотивации к учебе;
- имеющим личностные конфликты с близкими, одноклассниками, учителями;
- с синдромом гиперактивности и дефицита внимания;
- с высокой утомляемостью.
Программы, предлагаемые для прохождения взрослыми и детьми, – это не только медитации, сказки, дневник, это нечто большее, это форма совместной организации многочисленных социальных действий взрослых и детей, их сотрудничества, сомыслия и сотворчества.
Также обе программы включают курс для родителей «Люблю. Кричу. Воспитываю», предназначенный для мам, которые проживают негативный сценарий своих родителей в собственной семье. Данный курс помогает родителям успешно справляться с негативными эмоциями и сохранять здоровый семейный микроклимат.
Эти программы могут стать подспорьем в оказании квалифицированной психологической помощи широкому кругу лиц, в первую очередь детям и подросткам, живущим в малых городах и селах России, где есть дефицит квалифицированной психологической помощи. Они созданы для того, чтобы помочь семьям наладить и гармонично выстроить отношения, а детям и подросткам развить свои жизненные навыки, таланты, осознать безусловную любовь родителей, как важнейший источник помощи и любви.
Обе программы участвуют в инновационной площадке ФГБУ «Российская академия образования» по непрерывному формированию инклюзивных компетенций у педагогов и госзаданию по оказанию услуг консультирования родителей.
НЕОБХОДИМОСТЬ УЖЕ НАЗРЕЛА
В последние десятилетия наметилась тенденция потребительского отношения к окружающей действительности, будь то отношение к близким, к своей стране, к природе, к своему здоровью и т.д. В связи с чем назрела необходимость формирования интегральных ценностей у детей, подростков, молодежи, таких как духовность, нравственность, патриотическое воспитание, гражданское самосознание и социальное неравнодушие.
Всегда нужно помнить о роли семьи в воспитании подрастающего поколения, так как это прямой показатель социально-экономических отношений в стране в целом и ее духовного облика. Независимо от благосостояния семьи, в сложившихся реалиях необходимо воспитывать в детях понимание того, что нельзя быть только потребителем, нужно выстраивать свою жизнь с позиции созидателя и творца, найти любимое дело и быть мастером и профессионалом в своей нише, развивать свои навыки и компетенции, быть любящим и чутким к себе и окружающим людям, уметь радоваться и дарить радость, уметь наслаждаться малым и благодарить за это.
Примечание. Вы также можете ознакомиться с научной статьей Эдгарда Зайцева «Особенности влияния детско-родительских отношений на формирование ценностных ориентаций детей и молодежи», вышедшей в журнале «Власть и управление на Востоке России».
]]>
Свежие комментарии