Международная Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) оценила, насколько эффективно Россия борется с легализацией преступных денег и финансированием террористов.
Что выяснила FATF:
Россия – это источник преступных доходов, а легализуют их за рубежом. Преступники отмывают взятки, украденные бюджетные средства, скрытые от налогов доходы, деньги от наркоторговли и мошенничества. Ущерб от этого составляет 220 млрд рублей в год. Больше всего преступных доходов (30%, или $1 млрд) приносят хищения из бюджета. С 2014 по 2018 год у преступников изъяли около 318,5 млрд рублей. Только 1,5% от этого количества конфисковали у тех, кто отмывал деньги.Конфисковать у депутатов, сенаторов и чиновников можно только недвижимость, автомобили, яхты и ценные бумаги. FATF порекомендовала России расширить этот список, например, чтобы изымать незаконные деньги со счетов в банке. При этом эксперты FATF заявили, что в нашей стране слишком мягко наказывают банкиров, которые участвуют в отмывании денег.
Для кого это важно?Для чиновников, законодателей, руководителей госпредприятий и других людей, которые обогащаются за счёт страны или получают доходы от преступлений.
Почему это важно? FATF делит все страны на группы риска в зависимости оттого, как они борются с отмыванием денег. Если страна попадёт в чёрный список FATF (Россия побывала там в 2000 году), банки других стран могут отказаться работать с финансовыми учреждениями неблагополучного государства. В 2018 году Россия заняла 138-е место по борьбе с коррупцией в списке из 180 стран. На одном уровне с нашей страной находятся Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика. В декабре 2012 года президент Владимир Путин подписал закон о конфискации состояний чиновников, чьи расходы превышают их официальные доходы за последние 3 года. Если чиновник не может доказать, что деньги он заработал, его увольняют, а имущество продают. В 2017 году у госслужащих конфисковали 8,8 млрд рублей «необъяснимого» богатства. Что будет дальше?Рекомендации FATF могут стать поводом, чтобы усилить борьбу с отмыванием денег.
В июне 2019 года Минюст заявил, что ведомство готовит механизм конфискации денег, происхождение которых чиновники не могут объяснить. Правительство, Генпрокуратура и Верховный суд расширят список возможного имущества для конфискации. Это часть Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы.
Свежие комментарии