На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Регионы России

184 подписчика

Свежие комментарии

Падает или не падает? Что происходит с престижем высшего образования в России

Интерес российских школьников к высшему учебному образованию постепенно снижается. Более того, родители все реже связывают благополучное будущее своего ребенка с наличием диплома о высшем образовании. Об этом говорит статистика и социология последних лет. Неужели высшее образование в России утратило свой былой престиж?

С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам, мнения которых оказались неоднозначны.

Интерес российских школьников к высшему учебному образованию постепенно снижается. Более того, родители все реже связывают благополучное будущее своего ребенка с наличием диплома о высшем образовании. Об этом говорит статистика и социология последних лет. Неужели высшее образование в России утратило свой былой престиж? С этим вопросом мы обратились к нашим экспертам, мнения которых оказались неоднозначны.

Москва для москвичей

По данным Росстата за 2021 год, высшее образование есть лишь у 34,7% работающих жителей России. При этом с выданными колледжами дипломами специалистов среднего звена получили работу 26,1% россиян. Еще в конце прошлого года Высшая школа экономики (ВШЭ) провела опрос среди школьников 8-11 классов и студентов из 80 регионов, который затронул 622 семьи. Выяснилось, что порядка 35% опрошенных родителей готовы отказаться от поступления детей в вузы из-за высокой стоимости оплаты за обучение. К слову, год обучения в Вышке стоит 500-650 тыс рублей. В МГИМО – альма-матер российских дипломатов – на определенные дисциплины год обучения может стоить до 750 тыс. рублей. Чуть дешевле можно поступить в МГУ, где у бакалавров в среднем стоимость годового обучения доходит до 570 тыс рублей.  

А теперь представьте, что родителям из Урала, Сибири или Дальнего Востока, чтобы исполнить мечту своего ребенка поучиться в одном из лучших вузов страны, нужно не только взять кредит ребенку на образование, но еще и решить вопрос проживания своего чада. Потому что рассчитывать на место в общежитии могут только бюджетники. В Москве это еще ежемесячно около 50 тыс рублей, которые родителям российского абитуриента нужно будет где-то взять. А в условиях экономической турбулентности и зарплатах в регионах на уровне прожиточного минимума это становится невыполнимой миссией.

Можно, конечно, вкладывать силы и средства в своего ребенка во время школьного обучения, чтобы постараться попасть в вуз мечты на бюджетное место. Но тут тоже есть свои барьеры. По данным мониторинга Института образования ВШЭ о качестве приема в российские вузы за 2021 год, увеличение числа бюджетных мест почти не затрагивает наиболее популярные столичные вузы, а приходится в основном на региональные университеты с наиболее высокой репутацией.

Так за два года Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина увеличил бюджетный прием на 29%, Казанский (Приволжский) федеральный университет на 32%, Южный федеральный университет на 25%, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – на 33%, Дальневосточный федеральный университет – на 43%, а Уфимский государственный нефтяной технический университет, Белгородский и Тюменский университеты – на 62%, 60% и 57% соответственно.

Из столичных университетов контрольные цифры приема резко увеличили только вузы технического и медицинского профиля: МТУСИ – на 53%, Московский политех – на 39%, МИФИ — 37%, Сеченовка – 29%, МГСУ – 27% и МИИТ – 22%, видно по данным мониторинга.

Госзаказ на специальности

Да и в целом по стране складывается картина, когда государство увеличивает количество бюджетных мест только по тем направлениям, что соответствуют национальным целям. Судя по мониторингу Вышки, распределение бюджетных мест  в 2021 году отражало национальные приоритеты (кадровое обеспечение устойчивого развития регионов и отраслей экономики) и перспективные направления (ИТ и медицину), и только частично совпадало с текущими предпочтениями абитуриентов и их семей (это по-прежнему триада «экономика-менеджмент-право», гуманитарные дисциплины и ИТ).

Параллельно к национальному кадровому спросу  адаптируют еще и организации среднего и профессионального образования. Например, в Свердловской области планируют увеличить количество бюджетных мест в техникумах и колледжах на специальности, связанные с ИТ-технологиями, до 2 тыс мест – то есть дополнительно за счет государства смогут взять на подготовку еще 285 абитуриентов. Единственный момент – жителей ДНР и ЛНР, обучавшихся в средних профессиональных учреждениях на родине, будут зачислять без экзаменов.

Кроме того, по инициативе Минпросвещения России в стране активно развивается федеральный проект «Профессионалитет», направленный на реформирование системы среднего профессионального образования. Это стратегическая инициатива социально-экономического развития страны до 2030 года, цель которой – создание в системе СПО гибкую модель подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики. Уже в этом году 1 сентября в 42 регионах России первые 70 кластеров приступят к подготовке специалистов для железнодорожной, фармацевтической, горнодобывающей и химической отраслей, атомной и легкой промышленности, металлургии, сельского хозяйства и машиностроения. В 2023 году в проект вольется еще ряд новых отраслей, а к 2024 году число таких кластеров должно достичь 210.

Руководитель направления «Экономика и социальное развитие» Центра стратегических разработок (ЦСР) Виктория Павлюшина Фото: md-gazeta.ru Ксения Ширяева

Как прокомментировала «Регионам России» руководитель направления «Экономика и социальное развитие» Центра стратегических разработок (ЦСР) Виктория Павлюшина, за 2016‒2020 годы сокращение выпуска кадров рабочих специальностей составило 22%. В стране очевиден недостаток кадров рабочих/инженерных специальностей, отмечает эксперт. Целенаправленная политика по решению вопроса дефицита кадров в определенных отраслях и приводит к «оттягиванию» студентов из высшего образования в среднее профессиональное образование, считает  Виктория Павлюшина.

«Экономика и рынок труда во многом все больше требует знаний и навыков (причем как hard, так и soft), а не «корочки». Это приводит к некоторому смещению отношения граждан к высшему образованию и переориентации на получения опыта работы и более практических навыков здесь и сейчас», – прокомментировала руководитель направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Виктория Павлюшина.

Эксперт добавила, что напрямую о падении престижа высшего образования в России пока говорить не приходится. Другое дело, что происходит трансформация его роли, что продиктовано, в первую очередь, текущими трендами на рынке труда и в целом ситуацией в экономике.

«Наблюдается цифровизация рынка труда, внедрение новых и совершенствование существующих цифровых сервисов, что приводит к росту платформенной занятости и активному росту самозанятости. Наблюдается значительная интеграция самозанятых в бизнес-процессы средних и крупных предпринимателей. Для самих самозанятых — это рождает возможность получения более высоких и стабильных доходов, а для бизнеса — возможность привлечения высококвалифицированных специалистов на более выгодных для себя условиях», – сказала эксперт ЦСР Виктория Павлюшина.

Поэтому высшее образование становится единственно верным путем только для некоторых специальностей – просто ввиду институциональных ограничений. Например, в случае, если абитуриент планирует заниматься научной деятельностью и в будущем поступать в аспирантуру, резюмировала руководитель направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Виктория Павлюшина.

Преподаватель стал не тот

Как сообщил «Регионам России» доцент Факультета мировой политики МГУ  им. М.В. Ломоносова,  доктор филологических наук Владимир Кравцов, за последние 10 лет доля родителей, желающих отдать своих детей в вуз, сократилась вдвое. Более того, появился новый термин – отложенное высшее образование. В эту категорию стали определять выпускников школ, которые идут сначала в ПТУ или техникум, чтобы получить профессию, под которую точно можно трудоустроиться. А уже потом, когда они самостоятельно смогут заработать на обучение в вузе, они идут получать вышку.

Однако основная причина, почему в стране стала падать популярность высшего образования, – это падающий уровень подготовки вузовских преподавателей.

Доцент Факультета мировой политики МГУ  им. М.В. Ломоносова,  доктор филологических наук Владимир Кравцов Ксения Ширяева

«К сожалению, в вузы приходят не всегда хорошо подготовленные преподаватели, которые в чем-то, может, в теоретических науках не сильны, но они мало владеют практическими навыками. И в этом тоже большая проблема – у нас в России, к сожалению, вузовских преподавателей намного больше, чем даже школьных», – считает доцент МГУ Владимир Кравцов.

По мнению эксперта, будущее вузов сейчас за заочным образованием. Когда человек будет совмещать учебы вместе с работой.

«Скоро мы к этому, я надеюсь, все будем приходить рано или поздно. Потому что сидеть четыре года в вузе, если это химфак или физфак МГУ или МГИМО, то это один уровень подготовки. Но другое дело, если это гуманитарный вуз, где многие студенты не видят себя и им просто жалко тратить свое время, когда за эти же 4 года они могли бы получить какую-то профессию или просто зарабатывать деньги», – продолжает Владимир Кравцов.

По его мнению, единственным выходом для роста популярности вузовского образования в стране может стать только возвращение к специалитету и отказ от Болонской системы, которая себя не оправдала. Это стало системной ошибкой, отвернувшей работодателей от молодых бакалавров, котором на рынке труда стало сложнее найти работу, чем специалиста их же специальностей. И внутри преподавательского состава вузов продолжатся разговоры о том, что после четырех лет обучения в университете студенту рано выдавать диплом – он только начинает получать квалификацию, а его отправляют в свободное плавание на рынке труда.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх