30 октября в России по указу Владимира Путина начинаются нерабочие дни из-за роста числа заболевших COVID-19.
Перед локдауном поведение граждан изменилось — россияне начали покупать туры, технику и другие вещи, меньше тратить на спортзал и отказываться от поездок в регионы с жёсткими ограничениями.
В опросе ВЦИОМ россияне рассказали о том, как относятся к введению нерабочих дней: половина респондентов называют это необходимой мерой, но почти треть — считают её неадекватной. Среди планов на незапланированные каникулы — отдых дома, работа и поездка на дачу.
Что случилось?
30 октября в России по указу Владимира Путина начинаются нерабочие дни из-за быстрого роста числа заболевших COVID-19. В некоторых регионах, Воронежской, Нижегородской, Новгородской, Самарской и Курской областях и Пермском крае, локдаун стартовал раньше. В Москве нерабочие дни начались 28 октября.
Перед локдауном поведение граждан изменилось — россияне начали активно покупать туры, технику и другие вещи, меньше тратить на спортзал и отказываться от поездок в регионы с жёсткими ограничениями.
Расходы россиян перед локдауном
Россияне увеличили траты в туристических агентствах, салонах красоты, автосервисах, магазинах техники, одежды, обуви и товаров для дома:
- Средний чек покупки у турагентств составил 72,2 тысяч рублей. Это на 18% выше, чем неделей ранее, и на 35% выше, чем в это же время в 2020 году. Число проданных туров выросло в три раза — на 320% выше, чем неделей ранее, и на 310% выше, чем год назад;
- Средний чек покупки в салонах красоты составил 1270 рублей, на 12% выше, чем неделей ранее, и на 20% выше, чем в 2020 году. Объём продаж в денежном выражении вырос на 15% выше, чем неделей ранее, и на 36% по сравнению с годом ранее;
- В автосервисах средний чек покупки составил 1310 рублей, что на 13% выше, чем неделей ранее, и на 31% выше, чем в 2020 году. Объём продаж в натуральном выражении оказался на 11% выше, чем неделей ранее, и на 35% выше, чем год назад. Рост трат в автосервисах вызвала активная смена шин с летней на зимнюю;
- Покупки электроники и бытовой техники выросли на 8% по сравнению с прошлой неделей и на 25% — по сравнению с 2020 годом;
- Средний чек покупок одежды и обуви составил 6410 рублей. Это на 7% выше, чем неделей ранее, и на 14% выше, чем в 2020 году;
- Средний чек за товары для дачи, хозяйства и строительства составил 9050 рублей, что на 7% выше среднего чека прошлой недели, и на 28% — чека в то же время в 2020 году.
Перед локдауном россияне сократили расходы на:
- Спорт. В спортзалах и фитнес-центрах средний чек покупки составил 2418 рублей, что на 30% ниже, чем неделей ранее. Количество совершенных покупок сократилось на 14% по сравнению с прошлой неделей.
- Кино. Средний чек в кинотеатрах снизился на 3% по сравнению с прошлой неделей, но в натуральном выражении число совершенных покупок упало почти на треть — 30%.
Отказ от поездок внутри страны
Россияне начали массово отказываться от приобритённых туров в регионы, где ввели новые коронавирусные ограничения.
Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин сказал, что на время локдауна отменено:
- Около 40% поездок в Калининградскую область, Москву и Санкт-Петербург;
- Около 20% — в Крым.
По словам Ромашкина, массовые отказы начались после новостей о закрытии или ограничении экскурсий и доступа в предприятия общепита, учреждения культуры, развлекательные и торговые центры в этих регионах.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе говорит, что число аннулированных туров в ближайшее время может вырасти.
Меньше пострадал сегмент оздоровительного туризма. Медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов говорит, что количество отменённых путёвок из-за новых ограничений в большинстве регионов составляет только 10%. По его словам, стабильную загрузку оздоровительных объектов в нерабочие дни обеспечивают корпоративные заказчики, у кого все необходимые документы готовы заранее.
Турпоток в регионы, которые не вводили новых ограничений, растёт:
- По словам Ромашкина, продажи туров в Краснодарский край после объявления о нерабочих днях выросли на 10%;
- Замминистра туризма Тверской области Надежда Выскубова сказала, что в регионе нет жёстких ограничений, из-за чего в отелях Твери заканчиваются места;
- Представитель сервиса онлайн-бронирования отелей «Островок» говорит, что количество бронирований в некоторых городах России на нерабочие дни было в 2 раза больше, чем в 2020 году, а средний чек на номера за этот период вырос на 10% до 4100 рублей за ночь.
Что россияне говорят про введение нерабочих дней?
ВЦИОМ провёл опрос «Нерабочие дни: как мы их проведем?», в рамках которого узнал, как россияне относятся к введению нерабочих дней и как планируют провести это время.
Авторы исследования спросили у россиян, знают ли они о введении нерабочих дней:
- 97% опрошенных сказали, что информированы об этом;
- 3% — не знают.
При этом 53% респондентов назвали эту меру необходимой, а 40% не видят в ней необходимости.
ВЦИОМ спросил респондентов, считают ли они введение нерабочих дней адекватной мерой:
- 59% опрошенных назвали меру адекватной (среди них 78% — это россияне в возрасте 18–24 лет);
- 31% придерживается противоположного мнения (среди них 37% — 25–34-летние россияне, 36% — 45–59-летние).
По мнению россиян, для улучшения эпидемиологической ситуации и снижения угрозы распространения коронавируса в их регионе необходимо предпринять дополнительные меры:
- Усилить пропаганду вакцинации и сделать её обязательной (об этом сказали 16% респондентов);
- Повысить уровень медицины (9%);
- Усилить масочный режим (8%);
- Ввести ограничения — карантин, локдаун, увеличить количество выходных (7%);
- Закрыть границы (5%).
Россияне рассказали о том, что планируют делать во время нерабочих дней:
- 72% опрошенных проведут дни дома;
- 25% будут работать;
- 9% проведут это время на даче;
- 2% — в другом регионе России;
- 1% — в другом населённом пункте своего региона.
Свежие комментарии