Комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал нижней палате парламента принять законопроект об общих принципах организации публичной власти в регионах. Первое чтение документа пройдёт 9 ноября.
Законопроект, в частности:
- устанавливает единое название для руководителей регионов - глава,
- снимает запрет для губернаторов избираться более чем на два срока подряд,
- предусматривает механизм ответственности депутатов заксобраний,
- расширяет основания для досрочного прекращения полномочий губернатора в связи с утратой доверия президента.
Несколько регионов, среди них — Татарстан, Якутия и Ненецкий автономный округ, уже высказали замечания к проекту.
Что случилось?
Комитет Государственной думы по госстроительству рекомендовал нижней палате парламента принять законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах фередации.
Первое чтение законопроекта пройдёт 9 ноября.
Что это значит?
- Законопроект был внесён главой комитета Павлом Крашенинниковым и председателем комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом.
- Инициатива подготовлена в развитие положений обновлённой Конституции о единой системе публичной власти и направлен на улучшение системы публичной власти в регионах.
- По словам Крашенинникова, все органы региональной власти должны работать как единый механизм, на что и направлена инициатива.
Среди положений законопроекта:
- Отмена ограничения на число губернских сроков. Сейчас главу региона избирают на пять лет, и он может занимать должность не более двух сроков подряд. Новой проект предусматривает срок полномочий губернатора пять лет, но позволяет избираться больше, чем на два срока подряд.
- Внедрение механизма ответственности депутатов заксобраний. Он включает в том числе освобождение от должности.
- Расширение оснований для досрочного прекращения полномочий губернатора из-за утраты доверия президента, а также выговоры и предупреждения главам регионов со стороны президента.
- Унификация названий органов исполнительной власти и руководителей регионов. По документу, все губернаторы или президент (в Татарстане) будут именоваться «глава», а региональный орган исполнительной власти — «правительство».
Как регионы оценили инициативу?
Татарстан — единственный регион, который выступил против инициативы. По словам депутата Ильдара Гильмутдинова, госсовет республики уверен, что законопроект вторгается в полномочия субъектов.
Госсовет Татарстана представил отзыв, где объяснил свою позицию:
- По мнению депутатов, отдельные положения инициативы противоречат принципам федерализма. Если закон примут, в России будет одно название для руководителей регионов — главы. В своих нормативных актах они смогут указывать и любое дополнительное название, кроме «президента». Татарстан выступает против этого, потому это единственная республика, где должность руководителя именуется «президент», когда в других республиках — «главы».
- Госсовет выступил против «безусловного права» правительства участвовать в формировании региональных органов власти. Законопроект даёт право федеральному центру согласовывать региональных руководителей в сферах образования, здравоохранения, финансов, в области жилищного, строительного надзора.
- Госсовет раскритиковал поправку о сокращении срока рассылки законопроектов в регионы. Сейчас федеральные законодатели должны ждать от губернаторов и региональных парламентов отзывы 30 дней, а будут ждать 15. Законодательным собраниям ради этого хотят разрешить не собираться на сессию для одобрения отзывов, а решать вопрос решением руководства регионального парламента. Члены Госсовета уверены, что большинство депутатов законодательных органов в регионах исполняют свои обязанности не на постоянной основе, а заседания региональных парламентов проходят, как правило, не чаще одного раза в месяц.
Госсобрание Якутии поддержало законопроект с рядом замечаний. Среди жалоб местных депутатов:
- Отсутствие в документе оснований «утраты доверия» губернатору;
- Слишком короткий срок для представления отзывов.
Депутаты Ненецкого автономного округа (НАО, входит в состав Архангельской области) в отзыве написали свои замечания:
- Проект закона относит глав регионов одновременно и к госдолжностям России, и к госдолжности региона, что ставит вопрос о материальном обеспечении этих чиновников.
- Законопроект не учитывает зафиксированные сейчас в законе особенности устройства сложносоставных регионов, среди которых — Тюменская область (в неё входят ЯНАО и ХМАО).
Последнее замечание высказал и депутат от Тюменской области Николай Брыкин. По его словам, в нынешней версии законопроекта не учтены вопросы разграничения полномочий региона и входящих в него автономных округов.
Свежие комментарии